aveterra (aveterra) wrote,
aveterra
aveterra

Categories:
Ицхак Гольденберг.

ЕСЛИ КАНУН ПЕСАХ — СУББОТА

Иногда первый день праздника Песах приходится на воскресенье, а канун праздника – на субботу, и тогда евреи, соблюдающие законы Торы, сталкива-ются с рядом проблем в связи с невозможностью проводить подготовку к празднику Песах в канун его. Поэтому существует ряд особых обычаев, ко-торые следует знать.
В общем, трудности сводятся к следующему: в субботу нельзя уничтожать остатки хамец путем сжигания и нельзя произвести тщательную очистку посуды от остатков пищи, содержащей хамец.
Следующие указания о порядке подготовки к празднику Песах (в хроно-логическом порядке) помогут вам разрешить возникающие проблемы.
К среде, 11 нисана /20 апреля/, надо успеть продать оставшийся в доме хамец.
В четверг, 12 нисана /21 апреля/, немедленно после вечерней молитвы, приступают дома к поиску хамец для его уничтожения – бдикат хамец.
Те, кто соблюдают "пост первенцев", постятся в четверг. Если глава семьи чувствует себя ослабевшим после поста, то он может легко перекусить пе-ред тем, как начать поиск хамец (не употребляя при этом хлеба) или пере-поручить поиск другому взрослому мужчине.
Найденный и собранный хамец надлежит завязать и сложить в опреде-ленном месте, как в обычном году. То же самое следует сделать с той пи-щей, которая предназначена для ужина в четверг, для еды в пятницу и для обеих субботних трапез (вечерней – в пятницу и утренней – в субботу). Это необходимо сделать, так как в противном случае домашние животные или сами члены семьи могут разнести хамец. Особо внимательным надо быть в семье, где есть маленькие дети: они обычно крошат и разносят еду. После окончания проверки произносят традиционную формулу, "аннулирующую" хамец, который не был обнаружен:
"Любой хамец и кислое тесто, имеющиеся в моем владении, но которых я не заметил и не уничтожил и не знаю о них, пусть будут аннулированы и станут бесхозны, как прах земной".
Все трапезы (включая и утреннюю в субботу) отныне должны проис-ходить в месте, где не будут есть во время Песах. Рекомендуется есть на специально предназначенной для этого скатерти, а по окончании еды тща-тельно стряхивать с нее крошки, причем это следует делать в месте, не явля-ющемся чьей-либо собственностью, и таком, где люди не ходят.
В пятницу, 13 нисана /22 апреля/, после утренней молитвы, нет нужды торопиться с завтраком, так как хамец можно употреблять весь день. Тем не менее, во имя соблюдения традиций, найденный и собранный вчера вечером хамец сжигают (до 11 ч. 16 м. утра по летнему времени), как и обычно в канун Песах, но формулы аннулирования не произносят.
На субботу не готовят блюд из мучных продуктов, являющихся хамец гамур (оладьи, лапша, каша). В традиционные кугл (бабка) и чолнт (горячее мясное блюдо) кладут только картофель, ибо мучные продукты и крупы пристают к стенкам и дну посуды, а очищать ее в субботу нельзя.
Для третьей (послеполуденной) трапезы готовят уже в посуде, предна-значенной для Песах, однако не из мацы, так как в канун праздника мацу не разрешается есть.
До наступления субботы необходимо тщательно очистить всю посуду, не употребляемую на Песах, и сложить ее в месте, куда не заходят во время праздника. Что касается той посуды, которую хотят кашерн (очистить) для употребления ее в Песах, то это можно сделать до наступления субботы.
Если есть возможность, следует приготовиться к седеру, чтобы сразу же по исходе субботы приступить к нему. Для этого нужно зажарить зроа, приготовить яйцо, соленую воду, харосет, накрыть на стол. Все, что воз-можно, – приготовить заранее.
В качестве марор часто употребляют салат. Необходимо в таком случае тщательно проверить и очистить листья от мелких червяков, которые на них водятся, и положить эти листья в холодное и влажное место или завернуть их во влажное полотенце, чтобы они не завяли. Некоторые рекомендуют вообще употреблять для марор не листья, а черенки. Их же в растертом виде можно употреблять как корех (но растереть их следует непосредственно перед началом седера).
Перед зажиганием субботних свечей, следует зажечь свечу в стаканчике (нер а-нешема), чтобы от неё после субботней авдалы зажечь свечи Песах и огонь на плите, ибо в праздник можно пользоваться огнём, взятым от огня.
В субботу встают на рассвете и сразу же начинают утреннюю молитву, чтобы успеть с субботней трапезой до срока, когда еще разрешается упо-требление хамец. Утреннюю трапезу следует закончить в срок, указываемый в календаре – 9 ч. 31 мин. утра. После этого срока употребление хамец запрещено. Некоторые разделяют утреннюю трапезу на две, т.е. начинают есть, потом произносят биркат а-мазон (послетрапезную молит-ву), затем – после очень краткого перерыва – снова моют руки, произносят благословение над хлебом, как обычно, и заканчивают всю трапезу. Это делается для того, чтобы выполнить заповедь мудрецов об обязательности трех трапез в субботу.
Хамец, оставшийся после еды, необходимо выбросить в недоступном и не принадлежащем кому-либо месте. Посуду, скатерть и сам стол, на кото-ром ели, следует очистить от крошек и поставить там, где находится посуда, употребляемая в течение года. Необходимо очень аккуратно подмести пол в комнате, где ели, чтобы избежать распространения по квартире крошек, упавших со стола. После этого тщательно моют руки (но не с мылом). Лишь теперь произносят традиционную формулу "аннулирования" хамец. Следует делать все указанное выше столь быстро, чтобы успеть произнести эту формулу вовремя.
Если утреннюю трапезу не разделяли, то принято есть еще раз после молитвы Минха. А так как нужно во время седера есть с аппетитом, то следует молитву Минха читать сразу же, как только это возможно (т.е. немедленно после полудня, начиная с 13 ч. 11 мин.).
Третью трапезу приготовляют из продуктов, предназначенных для Песах (но не мацы!), и в посуде, которую употребляют в Песах. Эта трапеза про-ходит без полной застольной молитвы, ибо она читается лишь если едят хлеб или что-либо, его заменяющее. Но сейчас хлеб запрещён, а маца еще не разрешена.
Нельзя в субботу совершать приготовления к седеру (застилать стол, укладывать кеара, расставлять приборы и т.д), так как нельзя в субботу приготавливаться к тому, что будет делаться в будний день. Как только кончается суббота, женщины произносят краткую авдалу: "Благословен делающий различие между святым и будничным, между светом и тьмою, между Израилем и остальными народами, между шабат и шестью будничными днями. Благословен устанавливающий различие между святым (т. е. субботой) и святым (т. е. праздником) ".
После этого женщины зажигают праздничные свечи и начинают варить или разогревать пищу к седеру и заканчивают остальную подготовку к нему.
После вечерней молитвы разрешено курить, хотя еще не произнесена полная авдала. В таком году ее произносят одновременно с Кадеш (см. "агада шел Песах").
Для того, чтобы дать возможность хозяйке лучше подготовиться к седеру, "агаду" читают медленно, но необходимо успеть съесть афикоман в срок, до полуночи.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments